понедельник, 20 февраля 2012 г.

Масленица 2012 - проводы русской зимы. Масленичная (Сырная) неделя.

О ПРАЗДНИКЕ.
Масленица (официально, по церковному уставу, - Сырная седмица) - народный праздничный цикл, который сохранился на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.

Масленицу празднуют в течение недели, предшествующей Великому посту. Начинается она за 56 дней до Пасхи. Русский народ величает Масленицу «Честной Масленицей», «Широкой Масленицей», «Весёлой Масленицей». Этот праздник не религиозный, просто он совпадает с православной сыропустной неделей. По красоте, поэтичности, традициям и озорству Масленица – один из самых весёлых праздников. Он символизирует собой проводы зимы и встречу весны.



В 2012 году праздничная неделя Масленицы начинается 20 февраля, а заканчивается 26-го.

ИЗ ИСТОРИИ.

Известно, что уже в 1722 году по случаю заключения мира со Швецией Пётр I в присутствии иностранных гостей открыл праздник красивым зрелищем. В парадном мундире он ехал по сугробам на «корабле», запряжённом шестнадцатью лошадьми. Следом на санях ехали другие «корабли». Палили пушки.


МАСЛЕНИЦА ПО ДНЯМ.

Все дни недели имели свои особые особые названия и традиции...

Первый день – понедельник – встреча Масленицы.
Степенный народ встречу Масленицы начинал с посещения родных. Повсюду сооружались горки, балаганы, столы с лакомствами. Дети ходили по домам ватагами и кричали: «Подайте на Масленицу, на Великий пост редьки хвост!» Из домов приносили всякое тряпьё, из которого поздней делали костёр, добавив хвороста.


Второй день – вторник – «заигрыши» (заигрыш).

Молодицы приглашали всех покататься на санках, поесть блинов. Румяные блины были символом праздника Весны, Солнца. Они символизировали образ Солнца. «Без блина – не Масленица» - эта старинная поговорка записана в словаре В. Даля. Великий знаток русского языка не нашёл более веского аргумента, объясняя, что такое блин.


Древние славяне наверняка отмечали проводы зимы. А все изделия, изобретения духовой печи (13 век) и кулинарных формочек (17 век) были жёлтыми и круглыми.
В этот день начинались игрища и потехи: устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, воздвигались снежные городки. Самое любимое дело на Масленицу – кататься на «корежках» – досках, залитых водой и замороженных на холоде. Корежки заменяли санки. Для катания на корежках выстраивали на крутом берегу катушку из толстых брёвен и жердей. Она была такой крутой и длинной (до 300 метров), что дух захватывало. Катались дети и взрослые и на обычных санках, и на коньках. Малыши катались на ледянках – небольших дощечках, впереди заострённых и выдолбленных в виде корытца. На ноги надевали «чуни» – тряпичные сапоги, подошвы которых тоже обливались водой и замораживались. Дети катались на снопах соломы или на старых телячьих шкурах. Все старались обогнать друг друга, ведь существовала примета: кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лён будет длинным, и масло будет хорошо сбиваться.


Третий день – среда – «лакомка», «сладкоежка». 
В этот день лакомились блинами. На «лакомки» тёщи приглашали своих зятьёв на блины, а для забавы над любимым зятем созывали всех своих родных. В некоторых местностях тёщи, помимо блинов, пекли для зятьёв ещё оладьи и творожники. Кстати, оладьи появились при Иване Грозном, когда наладились торговые отношения между русскими и греками. Этот пышный, жирный блинчик – действительно праздничное угощение, ибо не всякий день русские могли позволить себе жарить лепёшки на греческом оливковом масле. Жмых от этого масла по-гречески – «эладион». Вот от «оливок» и «эладиона» и произошли оладьи.


В «широкий четверг» начинался масленичный разгул.

Катание на санях по улицам, различные обряды и кулачные бои. В некоторых местах с четверга начинали петь «коляду». Люди ходили по домам с бубнами, балалайками, рожками, поздравляя с праздником. За это их угощали, награждали деньгами и поили пивом. В «широкий четверг» было принято водить хороводы, петь частушки.


Пятый день – пятница – «тёщины вечёрки».
Говаривали: «Хоть тёщины блины сладки, да тёщ угощают на масленую зятьки».


Шестой день – суббота – «золовкины посиделки». 
Молодая невестка приглашала своих родных к себе. Если золовки были ещё в девушках, тогда невестка сзывала своих замужних подруг, приглашала замужнюю родню и развозила гостей по золовкам. 

Суббота же объявлялась «родительской».
Этот день символизировал поминовение родителей, хоронение зимы. Когда возвращались с кладбищ, то блинами закармливали и скот, чтобы скотина велась – не переводилась.


Седьмой день – воскресенье – «Прощёный день», «проводы», «целовальник», «прощёное воскресенье».

В это день дети должны были слепить снежную бабу, усадить её в санки и скатить с горы. Все от мала до велика просили друг у друга прощенья: «Прости, сыми с меня вину», «Прости, если что неладного между нами вышло», «Прости меня, грешного на великий пост!» Родные обязательно приходили в этот день к старшему в роде, прощение домашние просили после ужина, перед сном. Дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения за все огорчения, которые им доставили.
На Масленицу было принято угольки от костров разносить по дворам и класть в свои печки. Считалось, что огонёк с праздника Масленицы должен «гореть» до следующего прихода весны. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий